Методы в курсовой

Методы курсовой работы

Методы курсовой работыМетоды научного исследования

Классификация методов курсовой работы соответствует отраслям науки. Существуют биологические, педагогические и математические, юридические и медицинские, экономические методы исследования и многие другие.

Так же деление методов научного исследования зависит и от уровня познания: широко применяются методы теоретического уровня и эмпирического. К теоретическим методам относятся гипотетический, абстрагирование, аксиоматический, формализация и известные многим общелогические методы (аналогия, дедукция, индукция, синтез и анализ). К эмпирическим – тестирование, наблюдение, моделирование, описание, эксперимент, сравнение, анкетный опрос, измерение, счёт и собеседование.

Часто применяются и философские, общенаучные и специальные методы, которые различаются сферой использования и степенью общности. Философские методы употребляются на всех существующих этапах познания, общенаучные – в технических, естественных и гуманитарных науках, специальные – в определённых областях человеческих знаний. Общенаучные методы подразделяются, в свою очередь, на эмпирические, теоретические и общелогические.

Общелогические методы исследования

Основой аналитического метода исследования считается анализ, который позволяет мысленно разделить объект исследования на части. Благодаря анализу, возможно точно узнать, из каких компонент состоит предмет или явление, которое мы воспринимаем. Например, шариковая ручка состоит из стержня, колпачка и корпуса.

Синтез представляет собой обратную анализу операцию: с его помощью возможно мысленно соединять части предмета в одно целое, сочетать их. Например, составление пазлов или сборка вертолёта из конструктора.

Особенностью мыслительной деятельности человека заключается в получении нового знания. Его возникновению способствует умозаключение, относящееся к мыслительным операциям. Известно два вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция представляет собой переход от отдельных, частных случаев к положению общему, охватывающему собой эти частные случаи. Например, предположим, что мы долгое время наблюдали за аквариумными рыбками. У всех них имелась чешуя. На основании этого мы сделали вывод, что у всех аквариумных рыбок есть чешуя.

В индукции, впрочем, как и в любой другой операции мысли, возможно допущение некоторых ошибок: сделанное умозаключение вполне способно оказаться неверным или не совсем достоверным, что не мешает в быту приносить ему огромную пользу. Например, приобретая в одном и том же супермаркете вещи низкого качества, можно сделать индуктивный вывод о том, что большинство товаров этого магазина – низкого качества.

Противоположной индукции умственной операцией считается дедукция, которая тоже выступает в качестве умозаключения, только выполненного в отношении отдельного случая на базе положения общего. Например, зная о том, что все лебеди нашего края осенью улетают на юг, можно сделать вывод, что отдельно взятый лебедь осенью тоже улетает на юг.

В логике, помимо индукции и дедукции, выделяют традукцию, являющуюся умозаключением, которое не сопровождается переходом от общего к частному и наоборот. Её примером служит аналогия, позволяющая получить знания о предмете на основании его сходства с другими. Аналогия – это поиск подобия. Например, атом состоит из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг него электронов, - подобно тому, как планеты движутся вокруг Солнца.

Теоретические методы исследования

Метод, в котором некоторые постулаты бездоказательно принимаются, а затем по ним формулируются другие знания, носит название аксиоматического метода исследования. Этот метод широко применяется в математике.

Способ исследования, в котором используется научная гипотеза, называется гипотетическим методом исследования. При написании курсовой работы студент выдвигает предположение о существовании какого-нибудь явления, влияющего на определённые объекты, или указывает предполагаемую причину, вызывающую то или иное событие. Затем он проводит исследование, в котором доказывает состоятельность своего предположения.

Благодаря формализации происходит компьютеризация знаний, а также самого процесса исследования. Она позволяет не только отображать явление в знаковой форме с помощью искусственного языка, но и изучить его. Здесь рассуждения заменяются символами и формулами, а главную роль играет алгоритмизация и программирование.

Мысленное отвлечение от второстепенных характеристик некоторого предмета и выделение более значимых его свойств называется абстрагированием. Оно помогает акцентировать внимание исследователя на основных свойствах объекта, убрать всё лишнее.

Обобщение чаще всего используется в случаях необходимости установления общих свойств между объектами, отражения наиболее существенных их признаков. Например, общим у союзов и предлогов считается то, что они относятся к служебным частям речи. Но предлоги обеспечивают связь между словами в словосочетаниях, а союзы – между однородными членами и частями сложного предложения.

Определить исторические факты изучаемого процесса позволяет исторический метод исследования. На его основе изучается возникновение и развитие объекта в хронологическом порядке. Например, с помощью исторического метода возможно представить историю развития вычислительной техники.

Эмпирические методы исследования

Одним из эмпирических методов исследования является наблюдение. Оно представляет собой способ познания, который основан на восприятии реально существующих свойств предметов с помощью органов чувств. Занимаясь простым исследованием, автор курсовой работы наблюдает за происходящим со стороны, выступая в качестве лица постороннего по отношению к объекту исследования. Так, студент второго курса педагогического вуза наблюдает за проходящим в школе уроком, который преподаёт детям другой учитель. Он составляет конспект мероприятия и не участвует в рабочем процессе, наблюдая за ним со стороны. Учащийся четвёртого курса того же вуза занимается включённым наблюдением, когда он открыто включается в группу учеников в роли её участника или учителя. В этом случае студент полностью или частично контролирует учебный процесс, влияя на его результативность.

Зафиксировать признаки изучаемого объекта или явления помогает описание, которое бывает непосредственным и опосредованным. При непосредственном описании исследователь воспринимает и фиксирует признаки объекта непосредственно, при опосредованном – опосредованно, то есть благодаря третьим лицам.

Определить количественные отношения между объектами исследования возможно с помощью счёта. Этот метод наиболее популярен в статистике: с его помощью определяется степень изменчивости исследуемых процессов, а также достоверность обнаруженных теоретических выводов и средних величин.

Определить числовое значение искомой величины позволяет измерение. Таким образом, можно получить достаточно точные сведения о том, что нас окружает.

Сопоставить признаки, которые свойственны нескольким объектам, установить различия или найти общее между ними помогает такой метод научного исследования, как сравнение.

Эксперимент же, напротив, позволяет воспроизвести исследуемое явление искусственно для проверки истинности выдвинутой гипотезы. В науке известна классификация экспериментов по её отраслям (педагогические, экономические, физические, социальные, химические и другие) и по характеру взаимодействия способа изучения с предметом (обычные и модельные). При проведении обычных экспериментов экспериментальные средства взаимодействуют с объектом непосредственно, модельных – опосредованно, то есть объект заменяется моделью.

Само моделирование выступает в качестве метода научного познания, смысл которого заключается в подмене изучаемого предмета аналогичной моделью, которой присущи характерные черты оригинала. Модели разделяются на два вида: математические и физические. Благодаря этому существуют и широко применяются математическое и физическое моделирования. Когда оригинал и модель обладают одинаковой физической природой, тогда используется физическое моделирование. Математическое моделирование применяется в случае, когда оригинал и модель можно описать с помощью тождественных уравнений.

Математическая модель представляет собой некоторую математическую абстракцию, которая характеризует некий процесс (физический, социологический, химический и так далее). В основе таких моделей лежит идентичность математического представления процессов, происходящих в реальности и в них самих. Например, модель Солнечной системы.

Специальные и частные методы исследования

Специальные методы, которые действуют в границах одной отрасли человеческих знаний или за её пределами, называются частными методами. Известно, что широкое применение физических методов привело к возникновению химической и биологической физики, астрофизики и геофизики, физики кристаллов и физической химии.

Например, к специальным методам педагогической психологии относятся психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, а к методам математической физики – метод годографа и метод перевала.