Структура курсовой

Структура курсовой работы

Структура курсовой работыОбычно структура курсовой работы знакома практически каждому студенту вуза, обучающемуся на старших курсах, потому что за всё время обучения не раз приходится работать над её построением. Стандартная курсовая состоит из титульного листа, оглавления, в котором указаны номера страниц, введения, основной части, представленной в виде двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, но и эта структура вполне может меняться в зависимости от характера и сложности работы.

При составлении плана курсовой работы формируется часть её будущей структуры - содержание. После его составления следует поработать над титульным листом, указав на нём данные об образовательной организации, обучающей кафедре, преподавателе и студенте, обдумать и написать введение, скомпоновать основную часть, подвести заключение, создать библиографический список и оформить приложения. Таким образом, полученные в результате кропотливого труда части курсовой образуют её структуру, изменять которую можно только с согласия преподавателя.

Однако структура курсовой не во всех вузах имеет общепринятый вид. Иногда в неё входит и индивидуальное задание на выполнение курсового проекта по определённой теме, лист с которым в готовой работе размещается сразу после титульного.

Часто и структура основной части курсовой работы подвергается значительным изменениям в зависимости от её характера. Если работа носит реферативный характер, то она, начинаясь с титульного листа, продолжается содержанием, введением, теоретической частью и заключением, а завершается списком литературы и приложениями. Во введении подобной курсовой необходимо раскрыть актуальность темы и её значение, сформулировать цель, а в основной (теоретической) части представить лаконичное описание истории развития поставленного вопроса, оценить степень изученности проблемы, как в теории, так и на практике, прибегнув к сравнительному анализу научной литературы. В заключении следует не забыть упомянуть и о возможностях использования полученных при исследовании темы материалов.

В курсовой работе, имеющей практический характер, значительно изменяется её основная часть, состоящая теперь не из одного теоретического раздела, а из двух, в первом из которых содержатся основные теоретические изыскания по рассматриваемой теме, а во втором – практические расчёты, графики, схемы и наиболее значимые результаты исследования.

Во введении опытно-экспериментальной курсовой должна содержаться информация о целях и задачах реализуемого на практике эксперимента, а её основная часть должна быть представлена двумя главами. Первую из них следует полностью посвятить теоретическим основам избранной темы, её истории, теоретическому и практическому уровням разработанности, вторую – проведённому эксперименту. Здесь требуется представить развёрнутый план осуществления эксперимента, охарактеризовать и обосновать методы экспериментальной работы, представить её основные этапы, обработать и проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования. Иногда обработку и анализ полученных результатов помещают в отдельную главу, третью. В этом случае основная часть курсовой работы состоит из трёх глав.

В целом количество глав основной части курсовой работы может колебаться от двух до четырёх. Однако не следует забывать, что по объёму представленной в них информации разделы должны быть равны. В последнее время часто можно встретить деление основной части курсовой работы на три главы: теоретическую, аналитическую и проектную, каждая из которых носит характерную ей смысловую нагрузку. В теоретической части излагается сущность поставленной проблемы, изучаются всевозможные подходы к её решению, приводится их трезвая оценка. В аналитической - выявляются факторы, значительно влияющие на исследуемые явления, проводится их целевой и содержательный анализ. В проектной - автором курсовой работы должны быть разработаны и обоснованы наиболее приемлемые направления решения обозначенной проблемы, составлены рекомендации, вынесены конкретные предложения по совершенствованию рассмотренных процессов.

Получается, что для правильного построения структуры курсовой работы учащемуся вначале следует узнать её характер, затем – составить план и только потом приступать, непосредственно, к написанию курсового проекта. Лучше всего, если каждое действие студента (ознакомление с характером работы и её структурой, разработка плана, написание введения) будет сопровождаться мудрыми наставлениями опытного преподавателя.